Очень часто натыкаюсь на записи в БЖ автомобилей камрадов Drive2.ru. И большая часть из них гласит: прошел такое-то ТО у дилера за такую-то сумму. И ответ на мой вопрос "зачем проходить ТО у дилера, которое значительно дороже, зачем покупать у них расходники?" — чтобы не лишиться гарантии! К тому же, многие очень сильно заблуждаются, что принося к дилеру свои расходники, так же можно лишиться гарантии.
ЭТО НЕПРАВДА!
Любой любознательный автовладелец можно набрать в поиске интернет-браузера текст "обязан ли я проходить ТО у дилера?" и получить кучу ответов на запрос, при этом много из них с консультациями юристов.
Я наткнулся на одну очень интересную и простую в прочтении: Заморочки по "гарантии".
Казалось бы, какие проблемы могут быть у владельца новой – читай, гарантийной – машины? Если что сломается — починят бесплатно… На практике же все оказывается гораздо сложнее… Тему этой статьи подсказал вопрос читателя, который пришел в нашу популярную рубрику «Консультация юриста». С него и начнем.
И. П. Решетников пишет: «У меня – гарантийный автомобиль. Гарантийное обслуживание я должен проходить у официального дилера в срок и в интервалах, определенных производителем, с применением только оригинальных запасных частей. С этим я согласен: применение оригинальных запчастей правильно и логично, так как только за оригинальные запчасти производитель может нести ответственность.
Однако не секрет, что изготовитель оговаривает и так называемые «специальные условия гарантии», под которые не подпадают многие элементы и расходные материалы, например, смазочные материалы, фильтры — воздушный, топливный, масляный, приводные ремни, свечи, тормозные колодки и еще целый список «расходников»…
В связи с этим возникает вопрос: честно ли организовано проведение гарантийного сервисного обслуживания? Почему я должен, например, покупать ТОЛЬКО масло, которое мне предлагает официальный дилер, в противном случае, предупреждают меня, автомобиль будет снят с гарантии. Но ведь моторное масло НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОРИГИНАЛЬНОЙ ЗАПАСНОЙ ЧАСТЬЮ! Производитель только РЕКОМЕНДУЕТ, какое масло можно использовать. Почему я не могу купить то масло, к которому привык и которое меня полностью устраивает по качеству и цене и НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАВОДА-ИЗГОТОВИТЕЛЯ моего автомобиля, и почему не могу поменять его на той СТО, где мне удобнее и выгоднее? Ведь инструменты используются одни и те же, и мне предоставляются все документы и гарантия на произведенные работы…
То же касается и других операций по замене элементов и «расходников», не подпадающих под условия гарантии производителя.
На чьей стороне тут закон? Обязан ли я выполнять все требования официального дилера? Правомерно ли снятие с гарантии, о котором меня предупреждают, если я воспользуюсь услугами другого сервисного центра?»
На вопрос нашего читателя отвечает адвокат Тимур ВАЛИЕВ, член Удмуртской палаты адвокатов:
— Таких понятий, как «утеря права на гарантийное обслуживание» или «снятие с гарантии» отечественное законодательство не содержит. Продавец или сервисный центр не имеет права «снять с гарантии» товар целиком — он вправе лишь отказать в гарантийном обслуживании отдельно взятого дефекта, если он является негарантийным.
В течение гарантийного срока продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара покупателю — вследствие нарушения покупателем правил эксплуатации или хранения, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.
Таким образом, для признания дефекта негарантийным продавцу необходимо доказать, что заявленный недостаток по своему характеру является приобретенным (на момент передачи товара он отсутствовал) и в то же время его причиной является одно из следующих обстоятельств:
— нарушение потребителем правил эксплуатации (естественно, при условии, что такие правила были доведены до его сведения);
— действия третьих лиц (техцентра, выполнявшего с автомобилем работы или сотрудников бензозаправки, заливших в топливный бак некачественный бензин и т. п.);
— влияние непреодолимой силы (если электропроводку в машине перегрызли крысы — это негарантийный случай).
Некоторые производители или продавцы отказывают в гарантийном ремонте на том основании, что техническое обслуживание товара (включая установку дополнительного оборудования) проводилось неуполномоченной организацией. Судебная практика здесь на стороне потребителя: закон запрещает обусловливать выполнение гарантийных обязательств требованиями, не связанными с недостатками товаров. Поскольку любой гражданин имеет право устанавливать на автомобиль дополнительное оборудование, в том числе и самостоятельно (естественно, если такая модификация не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения), то продавец или сервисный центр вправе отказать в обслуживании лишь в том случае, если докажет, что дополнительное оборудование (или неквалифицированные работы по его установке) явилось причиной возникшей неисправности.
Получается, наш читатель прав: официальный дилер лукавит, ставя владельцу гарантийного автомобиля очень жесткие условия – всегда обслуживаться только у него и покупать оригинальные запасные части только у него… Согласно же Закону о защите прав потребителей человек может выбирать сам, где ему обслуживаться, — тем более, когда речь идет о замене специально оговоренных элементов и расходных материалов, не подпадающих под условия гарантии производителя. Причина такого «лукавства» объясняется просто: станции техобслуживания официальных дилерских центров вынуждены по условиям своих договоров с заводами-производителями держать уровень рекомендованных ими цен на запасные части и услуги, и этот уровень, как правило, всегда выше, нежели у обычных сервисных центров, даже оснащенных точно таким же оборудованием. Аналогия здесь простая: в ресторане всегда дороже, чем в кафе, хотя продукты и там, и там одинаковые…
В действительности неавторизованным сервисным центрам конкурировать с официальными дилерами сложно, но реально. Как рассказал нашему корреспонденту Игорь АНИСИМОВ, директор ООО «Автоэкспресс», для того чтобы обеспечить владельцу нового автомобиля высокое качество своей услуги и – тем более – дать гарантию на установленный ЗиП и выполненные работы, нужно обеспечить сервисный центр современным оборудованием и квалифицированными специалистами. Это сложные задачи, но они решаемы. И если эти условия соблюдены, то у официального дилера появляется серьезный независимый конкурент, способный предложить клиенту более выгодные условия, — ведь он не связан обязательствами с заводом-изготовителем, ему не требуется содержать «дворец» — автосалон и большой штат персонала, а значит, он может устанавливать более низкие цены на свои нормо-часы, да и наценку на оригинальные запчасти делать меньшую.
— Например, наша компания недавно приобрела диагностическое оборудование для обслуживания автомобилей Mazda, Ford, Land Rover, Jaguar и Honda, — говорит Игорь Валерьевич. – И теперь мы можем предложить владельцам этих марок проведение диагностики и выявление любых неисправностей в электронных системах автомобилей вплоть до 2009 года выпуска. Кроме того, мы можем предложить широкий выбор оригинальных и неоригинальных расходных материалов, на которые не распространяется гарантия завода-изготовителя, в наличии и под заказ. На установку приобретенного у нас ЗиП действуют скидки. Думаю, что для владельцев машин «Мазда» наше предложение будет весьма привлекательно, так как – при отсутствии в Ижевске официального дилера «Мазды» — они получают реальную альтернативу обслуживать свои машины, не выезжая в Казань, Пермь или Набережные Челны, квалифицированно и по всем дилерским правилам. Что касается владельцев машин «Форд» — то и у них появляется выбор, обслуживаться у дилера или перейти в независимый сервисный центр.
Вот такие, как говорится, заморочки «по гарантии»… Надеемся, эта статья будет полезна автовладельцам в плане юридического «ликбеза». А уж решать, где обслуживать свою машину, и считать свои деньги, как всегда, каждый должен сам.
Подготовил Олег Ялунин
Еще нашел тоже интересную запись Ездить к дилеру НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!, что тоже ОЧЕНЬ рекомендую к прочтению.
НА своем примере:
Да, я живу в Америке. Но, НЕТ, там такие же правила прохождения ТО и гарантийных случаев. За 2,5 года владения машины я НИ РАЗУ не проходил ТО у дилера. Я меняю масло на машине там, ГДЕ мне удобно. Тем не менее, месяц назад я ездил к дилеру по причине сгоревшего предохранителя и для проверки передней подвески. ВСЁ сделали — заменили предохранитель и проверили подвеску (пока в ремонте не нуждается) — БЕСПЛАТНО и даже не заикнулись.
В России лишь то отличие, что народ НЕ ЗНАЕТ своих прав и дилеру-спекулянты этим пользуются.
Журнал "За рулём" тоже решил внести некоторую ясность в вопросе: С гарантией или без: отвечаем на вопросы
Еще хорошая статья от журнала "За рулем": Как сохранить гарантию на автомобиль: советы адвоката
И обычно я не прошу так называемый "перепост", но, пожалуйста не ленитесь, нажимайте на "рекомендую". Спасибо!
Комментарии 287
ересь
Что бросилось в глаза — автор точно не знает как расшифровывается ЗиП, в контексте применено не правильно. И автор живет в Америке, там другие гражданские законы, другие правила гарантийного обслуживания и другая правоприменительная практика.
По логике можно согласиться по многим пунктам, только умники на которых автор ссылается не будут вместо вас с дилером бодаться если что случится.
Правила гарантийного обслуживания точно такие же, как и требования к эксплуатации автомобиля.
Бодаться или нет — это дело каждого. Лучше бы в глаза бросилась основная цель записи автора.
Основная цель записи автора — призыв к революционным изменениям на рынке дилерского ТО! Я очень сомневаюсь что коренные американцы такие же умные как наш бывший соотечественник, а наши соотечественники все поголовно готовы сами разбираться в регламенте, в ремонте, в подборе запчастей и т.д.
Я не знаю как в Америке с сертификацией СТО, в РФ на этом мало кто заморачивается, соответсвенно если прошёл сертификацию то и цена от дилера мало будет отличаться. Если сертификации нет, то абсолютно законно тебе откажут в гарантии и опять же мало кто будет бегать по судам и доказывать что Джордано Бруно сожгли зря!
Всех благ!
Вы абсолютно не уловили основную цель записи, которая является донесением до владельцев того, что требование дилера об обязательном прохождении СО не законно.
Авторизированный дилер является лицом, который предоставляет услуги по гарантийному ремонту автомобиля и не является гарантом качества продукции, от чего он не может выставлять свои требования к владельцу. Владелец автомобиля, имеющего гарантию производителя, имеет право требовать предоставления гарантийных обязательств производителя вне зависимости от того, где автомобиль проходил СО, и в тоже время не обязан доказывать является ли заводской дефект или неисправность, появившаяся во время эксплуатации авто в период указанного гарантийного периода, гарантийным случаем.
Производитель может только рекомендовать своих авторизированных дилеров для проведения СО, как и его регламент.
Авторизированный дилер в свою очередь несет ответственность только за выполненные работ по ремонту или СО, которое так же не является гарантом предоставления гарантийных обязательств производителя.
Таким образом прохождение СО даже у несертифицированного СТО не является основанием для отказа в гарантийных обязательствах производителя, если он не докажет обратное.
Да, с вами разговаривать что об стену головой. Не стану опускаться до вашего уровня.
К сожалению, проще не мог объяснить. Удачи!
Вы просто умничаете не зная правоприменительной практики. В России правоприменительная практика куда выше того что написано в законе, в Америке вероятно все иначе.
По вашим словам получается, что вам дилер может отказать в ремонте или замене, к примеру, телефона, только на основании того, что вы его носили в правом кармане вместо левого, если вы не докажете обратное.
Не надо передергивать, телефон из другой области гражданских правоотношений. Вы пытаетесь манипулировать и навязывать своё мнение используя ложные доводы. Диалог с вами я прекращаю. Умные люди все поймут, ну те кто не очень это их проблемы.
Слив засчитан! Удачи!
Иди лесом манипулятор, глупо спорить с дураком!
Второй слив засчитан! Удачи!
Пиши третий раз про слив и я пошлю тебя принародно и по русски!
И третий слив засчитан! Поздравляю, вы выиграли ЧС! Удача сегодня на вашей стороне!
В частности, у мазды есть электронная сервисная книжка. А авторизованные центры могут влезать в эту базу и ставить отметки о прохождении ТО или опять только официалы?
Это я не знаю, надо у этих центров интересоваться.
Вообще вот как у меня по американскому опыту: на каждый автомобиль ведется собственная история, включая ДТП, прохождение ТО, регистрации и тд. Основные сервисные центры, даже не относящиеся к официальному дилеру, входят в общую сеть (может обязаловка такая), где они указывают какой, когда и на каком пробеге был произведен сервис. Дилер тоже имеет доступ к этой системе и сторонние сервисы видят все, что производил оф.дилер. Но в тоже время, как-то получается, что не все дилеры делают доступ к отметкам для тех организаций, кто продает историю авто (Carfax, к примеру). То есть, мои авто всегда проходят сервис у дилера, а в истории авто у Carfax это никак не отображается. Это и хорошо, и плохо. Плохо при перепродаже авто. Я не могу проверить интересующий меня авто. Хорошо, что лишний раз история моего авто нигде не светится. Мне так кажется.
Привет народ, кто в курсе-машина куплена в марте, собственно первый год и прошел ТО1 в марте, на второй год на март была командировка и прошел заранее — в начале февраля, в этом году собираюсь ехать в марте. Вопрос — в книжке вычитал что периодичность прохождения через год, это мне надо было в феврале что ли проходить? Пробег 43 с копейками и вообще есть ли смысл проходить ТО3 если это крайнее ТО и гарантия заканчивается, говорят что штампик будет плюсом при продаже
Штампик лишни, конечно, при продаже не будет.
Но периодичность обычно бывает рекомендованная, поэтому можно и не следовать ей точь-в-точь. Нужно исходить из того, как удобно потребителю.
Лично я обслуживаю по пробегу, при это масло меняю либо у дилера, либо в стороннем сервисе, когда нет времени посещать официалов.
Лично я не буду проходить ТО у оф.дилера. Всё равно гарантия на то же масло не распространяется. А просить за работу по замене масла 5000 руб. это кощунство. Друг раньше работал мастером-приёмщиком в КИА и Шкоде, и говорит, что они спокойно делали гарантийный ремонт автомобилям, которые не проходили официальное ТО у оф.дилера.
Даже выдержка из договора купли-продажи гласит, что отказ в гарантии будет только в том случае, если поломка непосредственно возникнет из-за некачественных работ на неофициальном СТО. Опять же, производитель обязан будет это доказывать.
На записи в сервисной книжке мне пофигу. Следующий покупатель-владелец всё равно будет смотреть на общее состояние автомобиля.