Вступление
Все мы рано или поздно видим эту надпись на панели — LOW TIRE, закрывающая постоянно очень важную надпись с нашим расходом (интересно кто-то что-то другое ставит на панель?). Некоторые ездят постоянно так. Я так не смог. В свое время я решил подобрать знаний об этой несомненно полезной функции и разобраться почему она всех раздражает и все хотят от нее избавиться.
Теория и концепция работы
Уверен что мои теоретические абзацы читают очень мало людей, но я не перестаю писать килограмовые текста в надежде помочь людям в необходимых знаниях и самое что интересно, расставить для себя все точки над i.
И так система мониторинга давления в шинах или TPMS делится на два основных принципиальных типа работы:
1. TPMS не прямого действия.
Хитроумная система основанная на датчиках ABS. Если одна из шин спустила, то ее длина окружности уменьшится, что в дальнейшем приведет к более частым оборотам данного колеса. Система не требует никаких датчиков давления в шинах. Есть в некоторых тойотах (Toyota Solara, Highlander). Основной недостаток в неточности.
2. TPMS прямого действия.
Более очевидная реализация мониторинга за давлениями в шинах. В каждой шине по датчику давления (иногда даже в запаске). В основном датчиком является сосок. Внутри датчика батарейка. Передача данных (температура, давление, иногда ускорение) осуществляется через УКВ волны (315 МГц для штатов, 433 МГц для Европы и остальных стран, для япы вродеб другая частота, но не так важно). Датчики умеют только передавать сигнал на УКВ, так как прием УКВ сигнала потребовал бы больших энергозатрат. А так в режиме передачи датчик тратит около 250микроВатт, что обнадеживает в плане долготы функционирования на одной "незаменяемой батарейки". Для управления же датчиками используется НЧ в районе 125кГц, так как приемник на такой частоте мало жрет (или совсем не жрет). Батарейки теоретически должно хватать лет на 10, по факту чуть меньше а иногда и намного меньше.
Lexus TPMS
В наших любимых GS-ах используется как раз таки Direct TPMS (т.е. прямого действия) с датчиками в каждой шине и батарейкаи. Система простейшая. Есть антенна в потолке, есть ECU над магнитолой. Судя по всему у нас самая дешевая реализация. Так как упоминания о передатчика или приемниках НЧ я не нашел. Наша система не может сказать какая именно шина спустила, или в какой из шин умер датчик. Она может только кричать "Низкие шины" и "Проверка системы". Ну да ладно, как смогли уж.
С 2006 года июля Lexus решили еще и мониторить давление в запаске для безопаности движения, а не для добавления хлопот и мозголомства бедных лексусовладельцев.
Минусы Lexus TPMS:
1. Рано или поздно садятся батарейки. Производитель как бы намекает нам что в этом случае нужно приобрести новые датчики. И внимание! Мы должны сами разобрать старый датчик, откусить батарейку и утилизировать ее отдельно. Охренеть. Об этом написано в техдоке… А че бы батарейку не сделать съемную а? )))
Решение: менять батарейку вручную. Или отдать кому-нибудь пусть они суки меняют.
2. На некоторые диски не лезут датчики. Тут целых два выхода:
— Датчик крепить скотчем или ремнем вокруг нашего огромного диска. Так как датчик не обязательно должен быть вместо соска.
— Все датчики собрать и положить внутрь запаски и накачать. Желательно все же закрепить датчики хотя бы скотчем внутри запаски вокруг диска. Ну на всякий случай.
3. "Глючит". Нет не глючит. Если 100% работающие датчики даже после накачки и пятиминутной поездки так и выдают на панели "Низкие шины", то значит есть слабая утечка давления в одной из шин. Или нажата кнопка (та что под бардачком где-то) не того комплекта шин, а шины лежат в том же гараже где паркуете машину ))) у меня так было.
4. Нихрена не информативна. Что есть то есть. Но это лучше чем ничего. Иногда даже говорят что она нифига себе и не работает. Типо сняли датчики а она до сих пор (уже как второй день) не вывела сообщения о низком давлении. Да все потому что принцип работы такой, что датчики стеснительные, и говорят о себе не по запросу, а по псевдослучайному таймеру и при изменении давления в шинах. Таким образом если вы держали машину заведенной и шины очень недалеко разбартовывали, то толькоо тогда вы моментально получите ошибку.
5. Трудная замена датчика. Да, после замены датчика придется прописать новый датчик в системе у дилера. Либо самостоятельно с помощью Toyota Techstream.
Есть два "плохих" состояния TPMS:
1. Low tire — предупреждение о низком давлении в одной или нескольких шинах авто. Качаем, исправляем. Или кнопкой выбран не тот комплект шин. А тот который выбран лежит в том же гараже где и паркуете машину ))
2. Check system — факап одного из датчиков в шинах. 99% севшая батарейка. Или кнопкой выбран не тот комплект шин!
Кстати если не уходит "Low tire" с панели, то возможно завышены исходные значения давления в шинах. Попробуйте накачать все шины как вам нужно и после этого ищем под рулем труднодоступную кнопку "SET (.)". Жмем ее три секунды что ли, и смотрим как на панели три раза моргнет лампочка шины.
"А как определить какой датчик умер (и умер ли он вообще)?" Известный вопрос. Единственным решением является использование нашего любимого Techstream. Открываем элемент "Tire Pressure Monitor System", далее слева нажимаем кнопку "Data List". И ждем. Ждем приличненько, минуты три что ли. Если у одного из датчиков стоит давление N/A, а температура — -40 — наш клиент! Не смотрим на пятый датчик запаски если его идентификатор состоит из нулей. Осталось только определить в каком колесе. Для этого лучше обзавестись насосом. Потому что нам придется по одному спустить каждое колесо и просмотреть изменения в значениях давления в табличке. Главное не торопитесь. Система крайне медленная ))
Одно из замечаний для экономии денег: перед установкой новых датчиков сфоткайте их так чтобы было видно их идентификационный номер (цифры-буквы). Нет ни одного метода считывания идентификатора датчика без разбортовки ))
А вообще есть запись на драйве, как у нас в Алматы в панель машины зашили прошивку от араба и машина забыла про датчики давления. Но я против всяких кастраций и вазектомий.
Как я меня батарейку первый раз
С завода в датчиках стоят плоские литиевые батарейки BR2450 приваренные к контактам микросхемы. Тип батарейки крайне редкий. Зато есть схожий по многим характерстикам CR2450. Единственная разница в рабочих температурах. BR2450 — -40-+125С, а CR2450 — -30-+60C. Возможно из-за этого срок службы батарейки существенно снизится. Но это дешевле чем покупать новые датчики. Цена батарейки — примерно 1-2$.
Первый раз я попробовал перепаять батарейки год назад. И даже вроде бы успешно.
Сначала я расковырял ногтем массу похожую на герметик покрывающую батарейку, ну а затем оторвал от контактов старую приваренную батарейку.
Затем я взял кислоту, так как с помощью канифоли ничего не получалось. Ну и с помощью той и этой матери паял эту батарейку… Так трудно было угадать место пайки к батарейки, чтобы она потом нормально села в корпус.
В конце концов я залил батарейки обычным сантехническим силиконовым герметиком, а заднюю крышку посадил на клей. Все заработало… и проработало ровно полгода. Затем снова загорелся чек систем бладж.
Вскрытие мертвого датчика показало причину. Это банальная коррозия. Откуда спросите вы? Ведь я все залил герметиком? От нашей любимой кислоты! Мы ведь по другому не смогли припаяться.
Как на самом деле нужно паять батарейки
1. Выковыриваем всю плату с батарейкой из корпуса и частично вычищаем их "герметик".
2. Отрываем батарейку от контактов.
3. Одеваем защитные очки. Говорят литиевая батарейка может бомбануть в личико.
4. Паяем новую батарейку той же кислотой любимой.
5. Внимание! Счищаем всю кислоту с помощью любого спирта!
6. Кладем плату и припаянную батарейку в корпус и заливаем любым герметиком (последний раз я использовал строительный акриловый герметик, так как были подозрения в нейтральности силиконового на уксусе).
7. Закрываем крышкой и сушим под пресом или без.
А теперь иллюстрации к этим шагам.
Аутро
Много воды в тексте как всегда. Я попытался раскрыть вопрос как мог своими словами, поэтому не обессудьте.
UPD: статья основывается на двухгодовалый опыт использования шлаковых батареек. Когда умрут эти батарейки я обязательно здесь напишу. Смысла покупать дорогие BR2450 не вижу, но это лично мнение.
Пожалуйста читайте текст ))) В тексте написано как я делал и как надо делать.
Комментарии 185
Скажите сколько установленные батарейки продержались
Пока что держатся
кошмар😆
Приветствую, как себя чувствуют батарейки ? CR?)
К сожалению да сих пор живы 😔
Больше менять не пришлось пока что.
можно собрать сварочный аппаратик для батареек или на алике купить, не так дорого стоит, я не стал заморачиваться и купил готовый, для ноутов акумы перебирал, когда будет необходимость, им переварю батарейки в датчиках
В 2016 году таких готовых аппаратов на али не было. Сейчас у меня есть такой аппарат, но по сути для одного применения покупать его нецелесообразно.
кстати смотрю никто не задумывался что качаем в колесо 2.х бар
а датчик показывает 3.х бар (на бар больше)
:)
на всём драйве пока объяснений не нашёл
Датчик учитывает атмосферное давление. То что мы качаем в колесо — избыточное. Суммарно и выйдет 3, так как атмосферное давление у нас примерно около 100 кПа = 1 бар.
Спасибо за полезную информацию но только есть один вопрос как узнать где kакой датчик стоит у меня пишет ошибку номер три. Это какой стороны датчик будет передний или задний ?
Спускать колеса по очереди и техстримом смотреть
У меня на рено датчики датированы 2002 годом! Как так? Следов вскрытия нет. Работают. Радиоизотопные батарейки?
Батарейки CR2450 на долго не хватит, туда нужны BR2450 это морозостойкие в оригинале идут BR2450 они стоят отдельно дороже чем сами датчики с алика
В общем стоЯт эти CR2450 уже лет семь без проблем. Зима у нас минимум -15-20, для России возможно нужно BR2450 покупать. И вообще все эти моменты с разницей в рабочем диапазоне температур я пишу в тексте. Но как всегда никто не читает полностью, о чем свидетельствуют большинство комментариев :)
Неправда я читаю :)
Друг коррозия не от кислоты паяльной, а от агрессивного герметика. Там же уксус. Естественно капец будет.
Да там уксус, я же пишу что надо использовать акриловый герметик. :)
EgimoH
Друг коррозия не от кислоты паяльной, а от агрессивного герметика. Там же уксус. Естественно капец будет.
Друг от кислоты тоже корозия, проверено
Подскажите сколько датчиков нужно на GS III 4 или 5?
Вернее даже, нужен ли датчик в запаску?
Четыре. В дорестайле точно четыре) не можно восемь, если разродитесь на зимний комплект дисков.